Тезис
Направляем Вам тезисы выступления Астраханской областной общественной организации многодетных семей (АОООМС) на предстоящем IV Всероссийском форуме матерей в г.Ульяновске.
Последний шанс России
Посмотрим на страны Западной Европы, которые решили улучшать демографическую ситуацию за счет эмигрантов, а теперь имеют большие проблемы с терроризмом, с демографической экспансией и срочно пересматривают свои законы об эмиграции. Толерантность в Европе больше не в моде.
В Англии за партами начальной школы сидят больше половины детей, родители которых не англичане по происхождению. Появляются города где, коренное население составляет менее половины. В стране всё чаще звучат откровенно националистические лозунги.
А пример Косово разве не является предостережением для России? Там многодетные семьи решили проблему территории и все это без ракет, флота и т.д. В населенных пунктах появляются районы, заселенные по этническим признакам, возникают очаги межнациональных конфликтов. К сожалению, многие из прибывающих на новые места жительства не очень-то стремятся освоить местные обычаи и нормы поведения. Россия не должна быть против кого-то, она должна быть за себя.
В статьях 7, 38 и 72 Конституции РФ и в статье 27 Конвенции по правам ребенка сказано, что родители, воспитывающие детей несут (прежде всего) ответственность за них, но при этом, там же говорится - государство должно создать им такую возможность.
Начав модернизацию страны, по нашему мнению, государство должно понимать, что люди - главное богатство любой страны, поэтому и рассчитывать в первую очередь следует на своих граждан.
Небольшой подъем рождаемости в России будет длиться еще 3 - 4 года. Это заслуга родителей, родивших детей в восьмидесятые годы прошлого века, когда было значительное число многодетных семей. И если у поколения, выросшего в больших семьях, значительно поднять престиж многодетной семьи, то Россия сможет использовать свой последний шанс - улучшить демографию за счет собственного населения.
Сталкиваясь с проблемами многодетных семьей в Астраханской области, мы предлагаем проанализировать современную историю оказания государственной поддержки многодетным семьям.
Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в Астраханской области – постановление правительства Астраханской области от 27 апреля 2005 г. N 72-П О мерах по социальной поддержке многодетных семей), который из-за "шоковой терапии" и "либерализации цен" никогда полностью не выполнялся. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", поддержка государства по воспитанию ребенка в каждой семье от рождения до 16 лет (учащегося до 18 лет) была оценена в 70% минимального заработка, который составлял 100 рублей. Напомним, что из-за инфляции зарплата в те годы исчислялась миллионами рублей.
В 1998 году последовал отказ от обязательной выплаты данного вида пособия. Выплата пособий стала носить заявительный характер. ФЗ от 29.07.1998 г. №134-ФЗ сохранил право на пособие только тем семьям, среднедушевой доход которых не превышал 200% величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.
А в 2000 году был принят ФЗ от 10.07.2000 г. №93-ФЗ, в котором право на пособие осталось лишь у тех семей среднедушевой доход которых был меньше величины прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда для исчисления ежемесячного пособия на ребенка составлял 100 рублей. Само же пособие было 70% от этих 100 рублей.
ФЗ от 07.08.2000 г. №122-ФЗ разорвал связь размера пособия с минимальным размером оплаты труда. Ежемесячное пособие на ребенка осталось тоже -70 рублей!
Далее с поправками ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ определяется, что "размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".
В 2005 году субъекты Российской Федерации установили 70-ти рублевое пособие лишь семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. В настоящее время в Астраханской области пособие составляет 171 рублей
Таким образом, государство последовательно принимало законы, которые ухудшали положение многодетных семей.
В 90-е годы, когда страна из "развитого социализма" с разбегу влетела в "капитализм", тяжелее всех пришлось многодетным семьям. "Благодаря" государственной "поддержке" многодетных семей стало меньше в разы. Страна стала вымирать. Многодетные семьи оказались "не в то время и не в том месте"!
Здесь нужно выразить восхищение женщинам южных и некоторых других регионов России, где сохранилась высокая рождаемость.
Особую признательность заслуживают родители многодетных семей, которые сейчас достигли или достигают пенсионного возраста. Это они в очень непростое время вырастили детей, которые сейчас учатся, работают, служат в Вооруженных Силах и т.д. (в данном случае речь идет об абсолютном большинстве многодетных родителях, которые своим трудом обеспечивают благосостояние семей. ведь об "асоциальных" с удовольствием показывает телевидение, тем самым создавая негативное мнение обо всех многодетных семьях).
Как известно родительский труд не имеет выходных, больничных, отпусков и праздничных дней. Однако, выходя на пенсию многодетная мать, получает последнюю "помощь" от государства: согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Таким образом, законодательно предусмотрена квота на рождение детей: два и не более.
К тому же из-за декретных отпусков у многодетных матерей возникают проблемы с размером пенсии. (С первого января 2011года поменялся порядок расчета пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет. Это новшество снизит пособия особенно многодетным матерям. Новый порядок в выплате больничного в первую очередь отразится на многодетных матерях. Закон об образовании еще больше усложнит подъем по социальной лестнице детям из многодетным семья.)
В 2006 году государство, казалось бы, озаботилось демографической ситуацией. Согласно закону от 29 декабря 2006 г. 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" государство стало выплачивать 250 тысяч рублей семье, родившей второго ребенка после 1 января 2007 года. Но для улучшения жилищных условий многодетной семье, проживающей в большом городе, сумма в 250 тысяч рублей (каждый год индексируется) незначительна. Предложение: попробуйте с таким первоначальным взносом взять ипотеку как многодетная семья.
Если предположить, что материнский капитал будет использован на образование, то эта перспектива малопривлекательна в силу различных причин.
Что же касается трудовой пенсии, то может ли сегодняшняя мать представить себе, что будет с ней лет через 30? И какую прибавку к пенсии она получит?
В этой связи акценты в семейной политике должны быть направлены в первую очередь на экономическую поддержку семьи. И особенно многодетную. Ведь рождении детей - не только личное дело каждой семьи, но и объект пристального внимания государства. Никакие пособия, увеличения оплаты отпусков по уходу за ребенком, эпизодические праздничные мероприятия и награды не могут принципиально изменить демографическую ситуацию, если не помнить о главном: на какие средства должны рассчитывать многодетные семьи при воспитании детей.
Естественно, прежде всего - на деньги, заработанные родителями. Ведь именно заработная плата - это тот основной источник средств, который должен покрывать расходы на детей - на одного, на второго и т.д. Сегодня в Астраханской области государство платит за приемного ребенка более 9 тыс. рублей в месяц. Это тот реальный минимум, с которым можно обеспечить приемлемую жизнь одному ребенку.
Величина заработной платы большинства россиян не содержит в себе расходы на детей, хотя государство хочет видеть их здоровыми, честными, образованными, умными, патриотичными и т.д. Рождение каждого последующего ребенка в семье значительно снижает ее достаток. А у матерей из многодетной семьи заведомо меньше шансов получить хорошо оплачиваемую работу, сделать карьеру. У женщины должен быть равноценный выбор, где себя реализовать. Надо признать, что наши женщины (самое главное достояние России) в последнее время устали тащить на своих хрупких плечах семью, а по большому счету и страну. Вот почему они разбредаются по всему миру по праведным, а порой и неправедным дорогам. Кроме того, рождаемость в стране зависит не только от финансового положения семьи, но и от общего социального климата в государстве и уверенности в завтрашнем дне. И если ощущения уверенности нет, то граждане не будут создавать большие семьи.
Нам известны предложения ряда организаций и частных лиц по увеличению рождаемости в нашем регионе и за его пределами. Однако, на наш взгляд они не дадут нужного эффекта по следующим причинам:
1) реализация предложений предполагает финансирование из региональных бюджетов, которые в большинстве своем являются дотационными;
2) делается упор на адресную помощь, в привязке к прожиточному минимуму (величина скорее теоретическая, чем практическая);
3) предложения не предусматривают поддержку многодетных семей, занимающих активную жизненную позицию;
4) предложения не нацелены на поднятие престижа многодетных родителей, в том числе на придание им статуса многодетных пожизненно;
5) в предложениях не предусматривают компенсацию родительского труда, и в первую очередь - женщин;
6) в предложениях отсутствует возможность поощрения многодетных родителей;
7) предложения не предусматривают конкретных сроков в решении жилищных вопросов;
8) отсутствует общественная экспертиза нормативных правовых актов со стороны многодетного сообщества.
В настоящее время Астраханская областная общественная организация многодетных семей (далее - АОООМС) очередной раз предлагает свой проект Федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (полный текст законопроекта размещен на wwwaoooms.narod.ru)
Вот некоторые основные его положения:
Статья 5. Права и льготы, предоставляемые многодетным семьям.
1. Многодетным семьям в качестве мер по государственной поддержке предоставляются следующие права и льготы:
1) родители имеют право на ипотечный кредит (не позже двух лет после получения статуса многодетной семьи) со сроком кредитования до 30 лет (без первоначального взноса) на покупку жилья по социальной норме с отсрочкой первого платежа на три года. Государство компенсирует 75% ежемесячных платежей. После рождения следующего ребенка (или при наличии 4-х и более детей) семье погашается весь кредит. В качестве альтернативы многодетные родители имеют право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья или индивидуального строительства в размере 90% от стоимости жилья (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России не менее 12 лет, а также суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются, при одном работающем).
При сносе ветхого жилья предоставлять в собственность многодетным семьям жилплощадь по социальной норме;
2) компенсация в размере 50 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом, электрической энергией, телефоном многодетным семьям, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, компенсация в размере не ниже 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Льготы предоставляются многодетным семьям (родителям пожизненно), проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
3) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей детей (до 18 лет) из многодетных семей;
4) компенсация на проезд детей из многодетных семей - ДОШКОЛЬНИКОВ, учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а в сельской местности - на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) пригородного и междугородного сообщения;
5) прием в первоочередном порядке на льготных основаниях детей из многодетных семей в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
6) при наличии медицинских показаний обеспечение в первоочередном порядке детей из многодетных семей местами в детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях и других оздоровительных учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
7) установить 20-процентную квоту в бюджетных группах высших и средних специальных учебных заведений при поступлении детей из семей, имеющих или имевших статус многодетных.
8) установить 50-процентную скидку на плату за обучение в ВУЗах и СУЗах детям из семей, имеющих или имевших статус многодетных;
9) назначить стипендию в размере 500рубдей для детей из многодетных семей (имеющих или имевших статус многодетных), обучающихся в общеобразовательных учреждениях (школьников) со средним баллом четыре и более;
10) предоставление садовых или огородных земельных участков в первоочередном порядке в размере не менее 0,15 гектара на семью с предоставлением льгот по налогообложению (родителям пожизненно);
11) разовое обеспечение земельными участками в целях создания крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и других предприятий с предоставлением льгот по налогообложению (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, а также суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются, при одном работающем);
12) разовый льготный кредит на приобретение техники, оборудования, связанных с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств, малых семейных предприятий;
13) трудоустройство многодетных родителей с учетом возможности их работы на условиях применения льготных режимов труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому и другие) с включением данных положений в региональные программы занятости;
14) профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка в первоочередном порядке по направлениям органов службы занятости многодетных родителей и детей из многодетных семей по специальностям, необходимым для развития экономики субъекта Российской Федерации;
15) ежемесячное пособие на ребенка до 18 лет равно удвоенному прожиточному минимуму по региону, соответствующие пенсионные начисления (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, а также суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются, при одном работающем) и зачет рабочего стажа родителю, осуществляющему уход за детьми, до достижения младшим ребенком 7 лет;
16) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет согласно статье 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
17) бесплатное посещение многодетными семьями планетариев, музеев, выставок, парков и т.д.;
18) бесплатное обеспечение школьников учебниками или компенсация их стоимости;
19) бесплатное посещение детьми из многодетных семей бюджетных спортивных, музыкальных, художественных и других школ. А также частных при условии снижения налогообложения для собственников;
20) предоставить многодетным родителям пожизненно освобождение от уплаты подоходного налога, налога на недвижимость и земельного налога (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются);
21) применять к начисленной пенсии многодетным родителям (имевшим статус многодетных) коэффициент - 0,2 за каждого воспитанного до 18 лет ребенка;
22) увеличение ежегодного оплачиваемого отпуска каждому из родителей на 5 дней за трех и каждого последующего ребенка;
23) обеспечить целевые компенсации на лечение и протезирование зубов женщинам,
24) предоставить 1 раз в 2 года многодетным родителям и их детям бесплатные путевки в санатории и дома отдыха;
25) выделять безвозмездно автомобиль семьям, родившим и воспитавшим 5 и более детей (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, а также суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются, при одном работающем);
26) бесплатное горячее питание для детей школьного возраста по месту учебы;
27) с целью укрепления семьи предоставить налоговые освобождения мужчинам, в семьях которых родилось или было усыновлено 3 или более детей, при условии сохранения брака и воспитания детей до 18 лет;
28) предоставлять беременным многодетным женщинам с момента постановки на учет и кормящим матерям до 1,5 лет дополнительное питание и медикаменты по назначению врача;
29) оказывать дополнительную поддержку абитуриентам из многодетных семей, живущим на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, для обеспечения проезда к месту учебы;
30) членам многодетных семей, проживающим в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, предоставить право льготного проезда на ж/д ( где нет такового, водном и воздушном) транспорте 1 раз в 2 года для отдыха, лечения или посещения родственников, живущих в европейской части страны.
Статья 3. Финансирование и порядок реализации мер по государственной поддержке многодетных семей
1. Расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых многодетным семьям настоящим Федеральным законом, производятся за счет средств федерального бюджета. Средства на государственную поддержку многодетных семей выделяются целевым назначением.
2. Права и льготы, установленные настоящим законом, предоставляются многодетным семьям независимо от среднедушевого дохода и величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Статья 6. Общественные объединения многодетных семей
. Вопросы (демографическая экспертиза), затрагивающие интересы многодетных семей, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними.
В качестве общественного поощрения награждать многодетных родителей имеющих трудовой стаж – мужчины 30 лет, женщины 25 лет медалью – «Благодарная Россия».
Если какие-то положения нашего законопроекта противоречат федеральным законам, значит, законы надо поправить.
Однако, наверняка найдутся «умные эксперты», которые будут считать, во что выльются наши предложения.
Да проект затратный, но это тот момент, когда лучше передать, чем не додать. Надо создавать условия, при которых семья может позволить себе родить и вырастить одного, двоих, трех и больше детей не боясь, за их настоящее и будущее. Право государства - устанавливать отдельным категориям граждан определенные преимущества. С учетом нынешнего демографического положения эти преимущества должны быть направлены на существенную поддержку многодетных семей. И делать это надо сегодня. Россия не должна упустить свой последний шанс, помня о том, что многодетные - не иждивенцы!
Иждивенцы те, кто будет питать свою старость за счет наших детей. Грядущее повышение пенсионного возраста это результат ошибок «экспертов» Надо признать, что мы в историческом цейтноте. У нас нет права на ошибки, ведь на их исправление просто нет времени.
Нынешняя демографическая ситуация - это приговор реформам, безопасности и целостности страны. Хотим мы этого или не хотим время дожития страны запущено. Время круглых столов и дискуссий прошло. Сегодня только общество, ориентированное на будущее, способно развиваться.
Астраханская областная общественная организация многодетных семей
К слову, в Астраханской области
- землю многодетным семьям предоставляют бесплатно с 2008 г. (Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» от 4.03.2008 года №7/2008-ОЗ).
- на 100000 жителей многодетных семей приходится в два раза больше чем в Москве;
- к медали «Материнская слава» выделяется 50 тысяч рублей, т.е. таже сумма что вручает Президент РФ многодетным семьям в Москве.
Так быть или не быть???